Аналитика государственных и муниципальных закупок в Крыму и Севастополе

С 1 января 2017 года прекратил свое действие переходный период для всех гос. заказчиков Крыма и Севастополя. Это означает, что заказчики разных уровней должны будут вести свою деятельность в соответствии с  44-ФЗ «О Контрактной системе».

В данной статье мы разберем как происходит интеграция на территории полуострова.

Для этого, мы проанализировали основные показатели данного рынка, а именно:

  1. Количество и объем заключенных контрактов. Количество участников
  2. Средний процент снижения цены в конкретной отрасли
  3. Динамика заключение контракта по месяцам

Количество и объем заключенных контрактов. Количество участников

Одним из наиболее главных показателей, характеризующим активность рынка гос. закупок, является объем заключенных контрактов. Согласно данным информационно-аналитической в сфере строительства и ремонта, в Крыму и Севастополе, было заключено контрактов на 25.09.2017г. на сумму:

  • 22 889 378 800,09 по Крыму и Севастополю. Стоить отметить явное увеличение количества заключенных контрактов равное 5085, что на 35% больше по сравнению с 2016 годом
  • 3 767 067 388,83 стоимостной объем заключенных контрактов по г. Севастополю при 1044 заключенных контрактах
Количество участниковКоличество контрактовОбъем контрактов, млрд. руб.
114625,15
210813,16
36332,38
43331,21
52420,94
61180,21
71020,56
8670,11
Более 10530,16

Как Вы видите из таблицы, большая часть тендеров была проведена между 1-3 участниками закупки. Это может быть связано с 3 ключевыми факторами, а именно:

  1. Низкое доверие бизнеса к государственным закупкам, что реально подтверждается практикой. Более того, 40% тендеров в Крыму и Севастополе выигрывают компании из других регионов.
  2. Наличие коррупционной составляющей при организации и проведении тендеров является прямым доказательством наличие «серых» схем. Исходя из практики, мы наблюдаем в регионе коррупционные схемы получения гос. контракта «своими» поставщиками, путем отклонения участников по первым частям заявок.
  3. Большая доля крупных специализированных контрактов, заключенных с единственным поставщиком, где им может быть только юридическое лицо, имеющее достаточный опыт в данных видах работ и ресурсы.

Средний процент снижения цены в конкретной отрасли

Данный показатель следует учитывать предпринимателям с любым опытом участия в закупках. Он позволяет оценить возможные риски и их вероятность при участии в тендерах.

Для примера, мы взяли самую бурную развивающуюся отрасль Крыма и Севастополя — строительство и ремонт зданий. Следует отметить, что данный вид работ проводится только через электронный аукцион. Изучив таблицу, мы можем сделать несколько неутешительных выводов.

  • 1750 закупок из 5085 были разыграны с 0% падением на аукционе. Это позволяет говорить не только о низкой заинтересованности в закупках предпринимателей Крыма, но и о наличии коррупционной составляющей при составлении документации заказчиком.
  • Среднее снижение цены: 11,34% по Крыму/по Севастополю данный показатель равен 14,7%. Эти данные сложно назвать конкретным, так как они определяются «средней температурой по больнице». Статистика же, приведенная в таблице, говорит о том, что только в 20-30% закупок происходит реальное снижение цены на конкурентной основе.

Регион: г. Севастополь и Республика Крым

Процент снижения ценыКоличество контрактовОбъем контрактов, руб.
0%175011 253 855 920,79
0-1%4413 474 404 223,23
1-2%2461 065 159 912,81
4-5%601 240 754 889,81
15-20%267761 401 518,17
20-25%2551 100 161 980,78
25-30%268447 168 691,37
30-35%195286 174 622,44

Динамика закупок в 2017 году в Крыму

Данные, указанные в таблице, характеризуют определенную сезонность в гос.закупках.

Из данного графика видно как увеличилось общее количество проведенных процедур и заключенных контрактов по сравнению с предыдущими годами. Например, сравним май 2016 и 2017 гг.. Мы видим, что интерес к данному рынку как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика увеличился почти на 300%. Есть все основания полагать, что данные цифры еще будут только расти.

Аналитика государственных и муниципальных закупок в Крыму и Севастополе

ПериодОбъём закупок, руб.Количество контрактов
Январь 2017 г.50 057 404,3124
Февраль 2017 г.228 619 778,3017
Март 2017 г.378 508 417,0753
Апрель 2017 г.136 803 845,71147
Май 2017 г.682 519 377,36398
Июнь 2017 г.2 106 037 412,37356
Июль 2017 г.2 695 984 649,36     371
Август 2017 г.3 494 600 362,03431
Сентябрь 2017 г.2 143 764 016,31280

 Таким образом, исходя из вышеприведенной статистики по ключевым показателям и практического опыта наблюдения, можно сделать несколько выводов:

  • Увеличение общего объема закупок свидетельствует о начале процесса интеграции Крыма и Севастополя в федеральную контрактную систему. При этом существуют явные проблемы с уровнем подготовки и квалификации контрактных управляющих. Зачастую, эти обязанности возлагаются на пожилых людей или студентов, не имеющих достаточно опыта и знаний. Как правило, такая практика существует в органах местного самоуправления. Многим заказчикам еще только предстоит отправить своих сотрудников на курсы повышения квалификации, что официально закреплено в законодательстве РФ;
  • Низкий уровень квалификации сотрудников федеральной антимонопольной службы (ФАС) и весьма высокая аффилированность с заказчиками. Данная тема является отдельным предметом разговора и будет разобрана в отдельной статье с живыми примерами;
  • Большинство закупок в регионе проводится с минимальным падением, что является прямым отражением закупочной практики и по все территории Российской Федерации;
  • Низкое доверие и заинтересованность крымских предпринимателей к гос. закупкам является достаточно острым вопросом, который необходимо решать поэтапно, предоставляя преференции малому и среднему бизнесу;
  • Отсутствие квалифицированных и добросовестных поставщиков. Например, многие муниципальные учреждения города Севастополя очень часто жалуются на то, что поставщик, подписав контракт очень часто не в состоянии выполнить его качественно своими силами и в установленные заказчиком сроки.

Несмотря на все существующие трудности интеграции Республики Крым и города Севастополя в федеральную контрактную систему, можно с уверенностью заявить, что данный вопрос постепенно решается. Об этом свидетельствует относительно большое количество, выполняемых работ по благоустройству территорий, а также капитальному ремонту зданий и сооружений в сфере здравоохранения и образования. Остается пожелать жителям Крыма и Севастополя запастись терпением, а общественным организациям и контролирующим органам бдительности при анализе закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *