С 1 января 2017 года прекратил свое действие переходный период для всех гос. заказчиков Крыма и Севастополя. Это означает, что заказчики разных уровней должны будут вести свою деятельность в соответствии с 44-ФЗ «О Контрактной системе».
В данной статье мы разберем как происходит интеграция на территории полуострова.
Для этого, мы проанализировали основные показатели данного рынка, а именно:
Одним из наиболее главных показателей, характеризующим активность рынка гос. закупок, является объем заключенных контрактов. Согласно данным информационно-аналитической в сфере строительства и ремонта, в Крыму и Севастополе, было заключено контрактов на 25.09.2017г. на сумму:
Количество участников | Количество контрактов | Объем контрактов, млрд. руб. |
1 | 1462 | 5,15 |
2 | 1081 | 3,16 |
3 | 633 | 2,38 |
4 | 333 | 1,21 |
5 | 242 | 0,94 |
6 | 118 | 0,21 |
7 | 102 | 0,56 |
8 | 67 | 0,11 |
Более 10 | 53 | 0,16 |
Как Вы видите из таблицы, большая часть тендеров была проведена между 1-3 участниками закупки. Это может быть связано с 3 ключевыми факторами, а именно:
Данный показатель следует учитывать предпринимателям с любым опытом участия в закупках. Он позволяет оценить возможные риски и их вероятность при участии в тендерах.
Для примера, мы взяли самую бурную развивающуюся отрасль Крыма и Севастополя – строительство и ремонт зданий. Следует отметить, что данный вид работ проводится только через электронный аукцион. Изучив таблицу, мы можем сделать несколько неутешительных выводов.
Регион: г. Севастополь и Республика Крым
Процент снижения цены | Количество контрактов | Объем контрактов, руб. |
0% | 1750 | 11 253 855 920,79 |
0-1% | 441 | 3 474 404 223,23 |
1-2% | 246 | 1 065 159 912,81 |
4-5% | 60 | 1 240 754 889,81 |
15-20% | 267 | 761 401 518,17 |
20-25% | 255 | 1 100 161 980,78 |
25-30% | 268 | 447 168 691,37 |
30-35% | 195 | 286 174 622,44 |
Данные, указанные в таблице, характеризуют определенную сезонность в гос.закупках.
Из данного графика видно как увеличилось общее количество проведенных процедур и заключенных контрактов по сравнению с предыдущими годами. Например, сравним май 2016 и 2017 гг.. Мы видим, что интерес к данному рынку как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика увеличился почти на 300%. Есть все основания полагать, что данные цифры еще будут только расти.
Период | Объём закупок, руб. | Количество контрактов |
Январь 2017 г. | 50 057 404,31 | 24 |
Февраль 2017 г. | 228 619 778,30 | 17 |
Март 2017 г. | 378 508 417,07 | 53 |
Апрель 2017 г. | 136 803 845,71 | 147 |
Май 2017 г. | 682 519 377,36 | 398 |
Июнь 2017 г. | 2 106 037 412,37 | 356 |
Июль 2017 г. | 2 695 984 649,36 | 371 |
Август 2017 г. | 3 494 600 362,03 | 431 |
Сентябрь 2017 г. | 2 143 764 016,31 | 280 |
Таким образом, исходя из вышеприведенной статистики по ключевым показателям и практического опыта наблюдения, можно сделать несколько выводов:
Несмотря на все существующие трудности интеграции Республики Крым и города Севастополя в федеральную контрактную систему, можно с уверенностью заявить, что данный вопрос постепенно решается. Об этом свидетельствует относительно большое количество, выполняемых работ по благоустройству территорий, а также капитальному ремонту зданий и сооружений в сфере здравоохранения и образования. Остается пожелать жителям Крыма и Севастополя запастись терпением, а общественным организациям и контролирующим органам бдительности при анализе закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков.