В сфере государственного заказа существует два главных субъекта, осуществляющих деятельность в рамках 44-ФЗ. Стоит отметить, что взаимоотношения этих субъектов, к сожалению, не являются такими открытыми и прозрачными, как того хотелось бы. В связи с этим, необходимо не только усилить ответственность этих субъектов за нарушения антикоррупционного законодательства, но и также привлечь внимание общественных организаций, совместно с которыми проводить мероприятия по борьбе с коррупцией.
Существует ряд «серых схем» по которым и происходят главные нарушения законодательства. Какие это схемы и как они работают более подробно описано ниже.
Что делает заказчик? Заказчик указывает в документации на поставляемый товар такие его характеристики, которыми может обладать только товар одного производителя.
Что делать поставщику? Выявлять на ранних этапах контракты с указанной конкретной торговой маркой или «заточенными» характеристиками под конкретный товар. Участнику, выявившему такое нарушение необходимо:
Что делает заказчик? В первом случае, заказчик пишет «лаконичные» технические задания к сложным объектам заказа, что не позволяет выявить реальный объем работ, поставки товара и при этом занижает начальную максимальную стоимость контракта. Во втором случае, заказчик намеренно составляет техническую документацию на трехста страницах. Далее конвертирует вордовский документ в формат пдф так, что копирование бывает невозможным. Хотя на самом деле, количество необходимого материала и требования к ним вполне могли вместится и на 20 страницах текстового формата документа. Многие заказчики прибегают к таким хитростям как запароливание документа от возможного копирования, что является грубым нарушением законодательства.
Что делать поставщику? Выявлять технические сложные заказы товаров/работ/услуг/ в документации в которых отсутствуют сведения о технических характеристиках или же такие требования, где заказчик максимально усложняет задачу в определении товара.
Что делает заказчик? Указываетв документации требования о поставке товара из определенного региона, в определенных условиях и определенного качества. Что в свою очередь не только ограничивает российского производителя, но и наносит ущерб целому сектору экономики, сдерживая его развитие. Как правило при этом, стоимость заказа увеличивается за счет того, что закупка иностранного товара будет произведена в иностранной валюте.
Что делать поставщику? Выявлять такие закупки, в которых заказчик явно или косвенно ссылается на желание приобрести продукцию иностранного производителя.
Что делает заказчик? Ограничивает конкуренцию в пользу своего поставщика, путем завышения цены контракта и написания несуществующих требований к продукции.
Что делать поставщику? Выявить такую закупку и проанализировать техническую документацию совместно с экспертами в данной сфере.
Что делает заказчик?Увеличивает стоимость начальной максимальной цены контракта, включая в перечень поставляемых материалов, необоснованные пункты. Заказчик, специально усложняя техническую документацию, вводит в заблуждение как потенциальных поставщиков, так и общественников, преследуя цель ограничить конкуренцию.
Что делать поставщику?
Что делает заказчик?Увеличивает начальную максимальную цену контракта, при этом справку обоснования цены контракта подделывает или же вовсе не выкладывает на всеобщее обозрение, полагая, что её наличие никто не проверит. При составлении обоснования цены контракта методом сопоставимых рыночных цен, цены от трех компаний заранее подгоняются под необходимый ответ. Реальная методика расчета не используется.
Что делать поставщику?
Что делает заказчик?Проводит вместо аукциона конкурс по тем группам товаров, которые необходимо закупать только через электронный аукцион, согласно Распоряжения Правительстваот 31 октября 2013г. №2019-р, с целью отклонения неугодных поставщиков по качественным характеристикам.
Что делать поставщику?
Что делает заказчик?Разбивает общий заказ на несколько разных процедур с целью сокращения минимального срока проведения закупки. Закупка с НМЦК до 3 млн. рублей – 7 дней, а свыше 3 млн. рублей – 15 дней. При этом заказчик завышает цены на отдельные виды работ по сравнению с комплексным проведением закупки.
Что делать поставщику?
Что делает заказчик? Завышает стоимость контракта с целью ограничения конкуренции. Сокращает сроки исполнения контракта таким образом, что без предварительного технического расчета приступать к работе бессмысленно.
Что делать поставщику? Осуществляется первоначальный поиск такой закупки, в контракте которой установлены подозрительно сжатые сроки.
Что делает заказчик?Заказчик объединяет в один лот несколько разных видов работ, что в свою очередь ограничивает конкуренцию и не дает возможности принять участия малым предприятиям. Повышение стоимости контракта и увеличение количества разных работ привлекает только крупные компании, которые имеют финансовый ресурс и опыт работы по разным видам деятельности. На лицо прямое нарушение антимонопольного законодательства.
Что делать поставщику? Для начала необходимо найти закупку, где будут в её наименовании указаны такие словосочетания как, «выполнение комплексных работ», «объединенный(е)».
Что делает заказчик? Устанавливает такие требования по обязательномупредоставлению поставщиком информации о наличии опыта выполнения работы,лицензий,сертификатов и т.п., которые не относятся к данному виду закупки.
Что делать поставщику? Найти закупки, где установлено требования об обязательном наличии сертификатов, опыта и лицензий.
Что делает заказчик? Устанавливает требования о предоставлении дополнительных документов в кратчайшие сроки для всех участников. При этом своя организация такие документы подготовила заранее.Некоторые документы выдаются органами исполнительной власти в течение месяца. Затем заказчик отклоняет заявки участников в связи с отсутствием «нужной» справки.
Что делать поставщику? Выявить такую закупку, где контракт заключен с единственной допущенной к торгам организацией.
Таким образом, знание основных коррупционных схем и их признаков поможет поставщику и общественным организациям быстро выявить нарушение со стороны заказчика. Такое знание позволит сэкономить время и деньги на подготовку заявки на участие в торгах, а также привлечь нарушителя к ответственности. В современной ситуации, когда встает вопрос о коррупции, то нужно четко понимать, что вся ответственность за эти действия целиком и полностью лежит на том, кто берет. Не стоит надеяться на то, что все заказчики резко станут кристально честными. В связи с этим, публичное раскрытие основных признаков «серых схем» является одной из главныхзадачнашего общества в борьбе против коррупции.