При проведении государственных и муниципальных закупок в нашей стране довольно часто совершаются нарушения закона № 44-ФЗ, а также антимонопольного законодательства (Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). В связи с этим, законодательно закреплен механизм защиты интересов участников закупки и контроля в данной сфере. Согласно ст. 105 закона 44-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать действия(бездействие) заказчика или уполномоченного органа и его представителей, которые нарушают права и интересы такого участника.
К сожалению, далеко не все участники знают, как правильно подготовить жалобу в контрольный орган и как работает данный механизм. В данной статье мы рассмотрим ряд очень важных вопросов, ответы на которые помогут Вам отстоять свои законные интересы.
Говоря простым языком, жалоба – это письменное обращение участника закупки в федеральный антимонопольный орган (далее, – ФАС) с целью соблюдения свои законных прав и интересов при проведении государственных и муниципальных закупок. В соответствии с ч. 17 ст. 105 Закона № 44-ФЗ подать жалобу участник может в ФАС России или его территориальное управление, по месту нахождения конкретного заказчика.
Следует запомнить, что участник закупки может подать жалобу в ФАС в ряде случаев:
В соответствии с ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ установлены требования к содержанию жалобы. Очень часто жалобы участников закупки отклоняются в ФАС по причине отсутствия в ней ряда сведений. Какие сведения необходимо включить в состав жалобы?
Следует запомнить, что жалоба в ФАС подается в письменной форме по месту нахождения заказчика. Подача жалобы в электронной форме без использования электронной подписи не допускается (письмо МЭР от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и).
Участнику закупки при подготовке жалобы необходимо учесть, что её рассмотрение не осуществляется в отношении результата оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений в соответствии с нестоимостными («субъективными») критериями оценки. При этом обжаловать нельзя только результаты оценки (количество баллов), но нарушение комиссией порядка оценки заявок обжаловать можно. Таким образом, если Ваши интересы и законные права, как участника закупки, были нарушены, Вы можете смело подать жалобу в ФАС на действия заказчика. При этом, не стоит забывать, что при возникновении вопросов по положениям документации лучше сразу подать запрос на разъяснения документации или жалобу. Как правило, это обусловлено тем, что проще обосновать в ФАС ошибки в документации заказчика на этапе подачи заявок, чем доказывать, отсутствие собственных, в поданной заявке на участие в закупке.
В следующей статье мы подробно разберем для Вас порядок рассмотрения жалобы в ФАС.